В этот день родился классик французского кино - Франсуа Трюффо
Франсуа́ Рола́н Трюффо́ (1932—1984) — знаменитый французский режиссёр, киноактёр, сценарист, один из основоположников французской новой волны. Участвовал в качестве писателя, актёра, директора и продюсера в более чем тридцати фильмах.
Родился Трюффо 6 февраля 1932 в Париже. Начав карьеру как кинокритик, в середине 1950-х годов переключился на режиссуру. Большинство его фильмов можно сгруппировать в соответствии с определенными темами и идеями. В Шантрапе (Les Mistons, 1958), 400 ударах, Диком ребенке (L'Enfant sauvage, 1970) и Карманных деньгах (L'Argent de poche, 1976) показан мир детства, причем сделано это с удивительной теплотой, юмором, проницательностью и уважением к маленьким героям. Трюффо широко известен и яркими исследованиями женских судеб, как в фильмах Две англичанки и «Континент» (Les Deux Anglaises et le Continent, 1971), где прослеживается связь между творчеством и муками любви; Американская ночь (La Nuit Américaine, 1973; премия «Оскар») с ее влюбленностью в процесс создания фильма; История Адели Г. (The Story of Adele H., 1975) – драме, основанной на биографии дочери В.Гюго; Мужчина, который любил женщин (The Man Who Loved Women, 1977), где вечный подросток-герой встречает на своем пути отзывчивых женщин.
В 50х будет работать с Жан-Люком Годаром над сценариями фильмов «На последнем дыхании» и «История воды».
Заметное место в творчестве Трюффо занимает своеобразный цикл фильмов, объединенных одним героем, Антуаном Дуанелем. Цикл начинается полуавтобиографическим фильмом «Четыреста ударов» (Les Quatre cents coups, 1959, Гран-при на Каннском фестивале) и продолжается в таких фильмах, как «Антуан и Колетт» (Antoine et Colette, новелла в фильме «Любовь в 20 лет», 1962), «Украденные поцелуи» (Baisers volés, 1968, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад), «Семейный очаг» (Domicile conjugale, 1970, Жан-Пьер Лео, Клод Жад), «Сбежавшая любовь» (L’amoure en fuite, 1979, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад).
Герои фильмов Трюффо середины 1960-х годов – Нежная кожа (La Peau douce, 1964), Невеста была в черном (La Mariée était en noir, 1967) и Сирена с «Миссисипи» (La Sirène du Mississippi, 1969) – живут в атмосфере параноидальных страстей, обуреваемые чувством вины, желанием мести и стремлением к убийству. Та же атмосфера и в стоящей особняком научно-фантастической притче 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451, 1966).
Среди фильмов Трюффо 1980-х годов наибольшим успехом пользовалось Последнее метро (Le derniere Métro», 1980) – история парижской театральной труппы в годы нацистской оккупации. В Соседке (Le Femme d'á côté, 1981) и Скорей бы воскресенье! (Vivement Dimanche, 1983) режиссер обращается к столь близкой ему стилистике хичкоковского «саспенса» с непременным убийством и безрассудной любовью.
Фильм Трюффо «Американская ночь» (1973) получил премию «Оскар» в номинации «за лучший иностранный фильм».
Самая известная роль Трюффо — в фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977).
Трюффо умер от рака мозга 21 октября 1984 в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.
|